Египетский период священной истории связан с хлебом. Есть все исторические основания говорить о реальности двух семилетий – сытого и голодного. Египет был мировой житницей и, благодаря своему климату, уникальным природным условиям, поставлял хлеб во многие страны. Кстати, по мнению многих исследователей, египетская пирамида есть не что иное, как символическое изображение горки пшеницы, символизирующей богатство, изобилие.

Фараон Джосер Великолепный, был строителем первой пирамиды, рядом с которой археологами обнаружены древние гигантские хранилища зерна. Остальные пирамиды являются подражанием пирамиде Джосера. Из Египетских источников известно, что в правление Джосера был семилетний голод, а Египет достиг большого могущества. Есть предположение, что главный помощник Джосера, Имхотеп был тем самым библейским Иосифом, а пирамиды, таким образом, тесно связаны с историей хлеба и появились они после той самой библейской истории с предсказанными семилетиями. 


Могущество Египетской цивилизации строилось на производстве пшеницы, которую плодородная земля дельты Нила давала больше, чем было необходимо для пропитания населения. Корабли развозили зерно, а флот Египта господствовал в Средиземном море. Здесь усовершенствовали технологии выращивания пшеницы и происходила постепенная селекция сортов и улучшение их качества. Именно в Египте появился хлеб в таком виде, как едим его сегодня мы: дрожжевой, из пшеничной муки тонкого помола. 

Кстати, в Египте выращивали три злака: пшеницу и ячмень и полбу. Там же получило распространение заквашивание теста, многократно упомянутое в Библии. Поэтому зачастую под названием «хлеб» часто имеют ввиду не только саму пшеницу, но и ячмень, а впоследствии к ним добавилась рожь. Библия (Исход, 9, 31-33) описывает исход евреев из Египта и упоминает про посевы злаков: «Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние. И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю». Эти три злака как раз и использовались для производства хлеба. Полба почти вышла из употребления, постепенно вытесняясь более урожайной пшеницей и рожью. Это и есть та самая «Вареная полба» из известной сказки А.С. Пушкина. Полба, хоть и дает маленький урожай, крайне неприхотлива, устойчива к болезням и содержит большое количество белка (до 30%). Сегодня к полбе возрождается интерес со стороны любителей естественной пищи. 

Хлеб широко распространился в Средиземноморье и стал неотъемлемой частью жизни европейца. В древней литературе это одно из самых упоминаемых растений. Вот несколько примеров: 
Дом – полной чашей?- Что-то не хватает... 
Бедняк доволен – на столе есть хлеб, 
И зависть рядом с домом не витает: 
Тщеславье не живет в печной золе. 
Луций Анней Сенека, римский писатель, (1 в н.э.). «Нравственные письма». 



«Подобно тому, как на засеянной хлебом пашне меж колосьев всходят цветы, но не ради них предприняли свой труд пахарь и сеятель, хоть они и радуют глаз; цель их была - хлеб, а цветы - случайное добавление». Он же, сочинение «О блаженной жизни» 

«Пекут, скажем, хлеб, и потрескались кое-где края -- так ведь эти бугры, хоть несколько и противоречащие искусству пекаря, тем не менее чем-то хороши и особенно возбуждают к еде» Марк Авре́лий Антони́н, римский император и философ, II век н. э. 

Вечерю здесь учредим. Ратоборцы, коней пышногривых 
Всех вы от ярм отрешивши, задайте обильно им корму; 
Сами скорее из града волов и упитанных агниц 
К вечере в стан пригоните; вина животворного, хлебов 
Нам из домов принесите; 
Гомер, Илиада, строка 503-506. (Описание пира троянцев). 
У разных народов, принадлежащих к земледельческой традиции, есть древний обычай, согласно которому хлеб, даже крошки, нельзя бросать, выкидывать.

 

Рейтинг@Mail.ru