Наиболее древние следы возделывания хлеба найдены в Восточном Средиземноморье и они относятся ко времени докерамического неолита. Это означает, что пшеницу люди стали сеять раньше, чем изобрели керамику и железо. Не случайно в Библии это самый упоминаемый продукт. В книге Бытия хлеб упоминается 56 раз, в Псалтири 23 раза, в Евангелиях 88 раз. 
«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт, 3-19). Это первое упоминание о хлебе в Библии. «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего» (Быт 14-18). Хлебом Авраам угощает трех ангелов: «Я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы..» (Быт, 18-5) – это третье по счету упоминание хлеба в Библии. За хлеб с чечевицей Исав отдал Иакову первородство (Быт 15-34). С хлебом связана история семи изобильных и семи голодных лет в Египте (Быт 41). 

Хлеб становится основой для совершения таинства Евхаристии в Новом Завете. Таким образом, хлеб является не только постоянным продуктом на столе, он присутствует во многих ключевых моментах священной истории. Поэтому можно говорить о сакраментальном, священном значении хлеба, которое в Новом Завете, в Церкви приобрело даже гораздо большее значение, чем ранее. 

Библия также оставила нам много литературных образов и ярких словосочетаний, связанных с хлебом: «В поте лица будешь есть хлеб свой», «Манна небесная», «Не хлебом единым», и т.д. Многократно хлеб упоминается в притчах Христа: «Вышел сеятель сеять…» (Мф 13, 2). «Хлеб наш насущный» - эти слова вошли в молитву «Отче наш». И, конечно, самое главное, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф, 26-26). Словосочетание «злачное место» и имеет библейское происхождение, означает хлебное, хорошее место, в том числе землю обетованную, которая в то время изобиловала злаками: «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» или по-славянски: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне тамо всели мя, на воде покойнее воспита мя». (Пс, 22, 1). 

Любопытно, что, судя по множеству упоминаний о хлебе в Библии, он стоит на первом месте среди других растений. Прямые и косвенные свидетельства этому мы встречаем повсеместно, причем, зачастую это какие-то мелкие подробности из эпизодов повседневной жизни, или, на первый взгляд, несущественные детали. «Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним» (Лк, 14, 1). 

«И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах» (Исх, 11, 4-5). Здесь по упоминанию жернова хорошо видно, что слуги, мелющие при жерновах в Египте находились в самой низкой социальной нише. Часто этим занимались женщины. Ослепленный Самсон молол на жерновах, когда был в плену у филистимлян (Суд, 16, 21). 

«Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп.» (Суд, 9, 52-53). То есть женщина взяла под руку первый попавшийся предмет, метнув его во врага, а предмет этот, как известно, используется для перемалывания зерен. Кстати, про жернова, иудейский закон гласит следующее: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу». (Втор, 24, 6). Речь, конечно, идет не о душе в буквальном смысле слова, а о том, что жернов – последнее имущество, которое нельзя отнимать у человека, так как связано с его жизнью. «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф, 18, 6-7). Здесь Спаситель упоминает о жестокой казни, которая практиковалась на Ближнем Востоке. 

«И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.» (Иереем, 25, 10-11) – яркий образ – звук жернова, голоса на брачном пиру – здесь являются признаком жизни, а их прекращение означает полное опустошение, запустение. 

Благодаря своему весу, материалу (камень) жернова часто находят в раскопках поселений времен неолита. Самые первые приспособления для размола зерен представляли собой каменные ступки с пестиком, которые впоследствии совершенствовались. Их наличие доказывает использование муки, хлеба, дает ценные данные о хозяйстве людей тогда, когда мы не можем подчерпнуть их из письменных источников. Жернова являются своего рода маркером, по которому археологи могут многое сказать о быте древних людей. Кстати, и в славянской культуре жернов, как непременный атрибут аграрной цивилизации, оставил свой след. Это и археология, и русский язык: «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Добрый жернов все смелет», «Язык - жернов: мелет что на него ни попало», «Жернова сами не едят, а людей кормят». 

«И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!» (Суд, 6, 11-12).

Рейтинг@Mail.ru