«Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе». (Ис, 25, 10) Про солому упомянуто как бы вскользь, для сравнения; но ясно, что древние жители Палестины выращивая хлеб, использовали ее как подстилку под ноги домашним животным. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк, 3, 17). 

Солому – часть хлебного растения, рисуют художники, изображая место рождения Спасителя в Вифлееме. Можно предположить, даже быть уверенным, что в яслях, месте для содержания домашних животных, была солома. Об этом не написано в Евангелии, но солома – символ Рождества в рождественских традициях многих христианских народов. Соломой накрывали столы, лавки, украшали вертепы. 

Плуг. «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Лк, 9, 61-62). Здесь мы видим упоминание плуга, основного земледельческого орудия, предназначенного для вспашки земли под хлеб. Господь использовал язык и образы, наиболее понятные окружающим. 

Орало, соха, лемех, эти слова, обычные и хорошо знакомые нашим предкам, ушли в прошлое. Слово плуг во всех славянских языках звучит одинаково и, с точки зрения лингвистики, это говорит о том, что в то время, когда славяне были одним народом, использовали это слово в этом значении. То есть можно быть уверенным, что праславяне были хлебопашцами, что оставило свой след в наречиях их потомков. 

Как и в большинстве случаев, «хлебные» термины используются в переносном смысле. Эти яркие литературные образы красноречиво говорят о том, какую роль играла пшеница в то время. Мало того, по обилию цитат, упоминаний, «мелочей», мы можем точно утверждать, что древние иудеи, среди которых проповедовал Христос, принадлежали в то время к земледельческой (аграрной), «хлебной» цивилизации, как, кстати, и славянский мир. 

Термины и слова, имеющих отношению к хлебу, (их в Евангелии всего 276), есть почти на каждой странице. Вифлеем, место рождения Спасителя, в переводе означает «дом хлеба», что очень символично и, конечно, не случайно. 

Для понимания многих притч важно понимать, что Спаситель обращался к образам, метафорам, связанным с жизнью простого человека, крестьянина. Христос использует аналогии, понятные, простые, убедительные для сельского жителя. Само значение этого слова в русском языке этимологически связано со Христом: крестьянин-хрестьянин-христианин, и это не случайное совпадение: христианин, который выращивает хлеб…

Рейтинг@Mail.ru